- КАЖИМОСТЬ
- - искаженная видимость, поверхностный взгляд на вещи, одностороннее или извращенное проявление сущности наружу.
К. - не видимость "вообще" (в марксистской литературе эти понятия нередко отождествляли), но только один из частных случаев видимости. В свою очередь, К. подразделяют на два вида: а) К., вызванные объективными особенностями условий нашего наблюдения (например, К. восхода и захода Солнца вызвана тем, что мы вместе с Землей движемся вокруг Солнца) и б) К.-иллюзии, которые сопряжены с дефектом наших познавательных способностей, с обманом чувств, извращенным восприятием действительности (например, мед может показаться горьким при определенных заболеваниях печени).
Попытки объяснить природу К. предпринимались уже в глубокой древности, В древне-индийской философии веданты истинному миру Брахмана противопоставлялся материальный мир, лишенный в самом себе основания для своего бытия, однако вызывающий в людях наваждение своей реальности. Материальный мир предстает как майя Брахмана, т. е. как иллюзия подлинности; колдовские чары вызывают К. мира именно чувственно данным миром, а не Брахманом. В античной Греции элеаты противопоставляли "истинно-сущее" миру чувственного опыта, трактуя послеД_ ний как К., заблуждение. В поэме <ли природе" Парменид рассматривает множество чувственных вещей как К., а чувства считает обманчивыми. Чтобы выйти за пределы окружающей человека К. и достичь знания об истинно-сущем, необходимы самоуглубление, озарение, странствие за пределы космоса. Платон, вслед за Парменидом, разграничил знание и мнение: знание безошибочно как знание о сверхчувственном вечном бытии, а мнение связано с восприятием чувственно данного мира и не может быть истинным, поскольку отдельные веши нереальны. Взгляды древних мыслителей на К. модифицировались на протяжении всей истории философии и психологии без добавления принципиально новых объяснений общей природы К.
Д.В. Пивоваров
Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.